Добрым молодцам – урок!
Три последние года ноябрь открывается глубоко проникновенными днями памяти о Сергее Засядкине. Писателе, который больше известен как детский писатель-сказочник, автор «Донских сказок».
Только - «сказочник» ли писатель в прямом литературно-жанровом понимании этого слова? В эти набухшие ноябрьской пасмурностью дни решил обновить впечатления от первого прочтения «сказок» Засядкина, с которыми познакомился, наверно, лет десять назад.
А начал - читать и втянулся на пару часов.
Нет, правда, откройте его книгу сказок, и вас поведет от одной истории к другой... Читаешь, как перебираешь четки: восприятие без сучка и без задоринки, движешься от одной бусинки к другой - приятно пальцам, не устает глаз... И к собственному удивлению – вдруг прочитана целая книга. Оторвавшись от которой тут же начинаешь чувствовать, что душа твоя основательно заряжена какой-то легкостью и светом... Так, наверно, чувствует себя воздушный шар, когда его начинают готовить к полету: сначала - легкое тепло, потом - тепла все больше, и при этом оно все воздушнее... и вдруг он уже летит... летит в совсем уже другом - небесном измерении, но, приглядевшись к низу, видит ту же землю, те же деревни и речки, только сказочно прибранные, очищенные от житейской пыли и грязи... и куда ему так охота снова вернуться.
Вернуться, чтобы помогать сказке почаще спускаться в гущу нашей рядовой повседневности.
Вот это, если так можно сказать, приземление сказки, - и есть милейшая черта детского литературного творчества Сергея Засядкина. Его особый талант как раз в этом - в способности подняться до понимания ребенка, говорить с ним на равных. Потому что только так можно добиться сверхзадачи детского творчества - быть воспитателем вбирающих этот мир и познающих «что такое хорошо, а что такое плохо» детских душ.
Сказочные сюжеты в детских произведениях Засядкина (кто называет их притчами, кто сказами, что только подчеркивает их дидактическую сущность) применяются писателем сугубо как ключик к тайной комнате детского восприятия, и для него совершенно не важно, являются ли они повторами сюжетов русских народных сказок или самобытны. «Ключик» срабатывает на захват внимания, а дальше - дело души с особыми рецепторами добра и гражданской ответственности, позволяющими так нежно чувствовать того, кому ты всем сердцем желаешь истинного добра в
жизни, уча воспринимать самые заурядные ситуации как явление восторга и удивления. И надо иметь настоящий талант писателя, чтобы просто, ясно и столь проникновенно
выкладывать свои чувства и мысли на книжные страницы.
Да так, что и ты вслед за Тимкой, благодарнейшим потребителем дедовых рассказов, перелистываешь одну страницу засядкинских «сказок» за другой. И безо всякого сопротивления принимаешь в себя порцию добрых ненавязчивых нравоучений, что требует избранный жанр. Ибо что же это за сказка без морали, без воспитания... Сказано же: «...добрым молодцам – урок».
Тимка спрашивает:
- Деда, а почему казак с принцессой сами-то в лесу оказались?
— Да я ж тебе говорил, что он себя и коня землицей-то по неаккуратности обсыпал! А был бы внимательным и сделал бы все тщательно - давно бы дома оказался! Это я специально для тебя так рассказал - будет и тебе наука на будущее!
Как-то о русских писателях было сказано, что «все мы вышли из гоголевской шинели». Я думаю, что, если переложить это изречение на общество в целом, то - все мы - каждый! - вышли из русской сказки. Сказка - вот она, в каждом из нас, чуть только поскреби. Просто почаще скрести надо - это же неисчерпаемый кладезь черт нашего национального характера, основа нашей
нравственности и морали...
Об этом так звучит в гениальной песне-притче Сергея Тимофеева «Родина»:
...Бабушкины сказки про любовь и отвагу,
Где добро и правда белый свет берегут -
Это все мое, родное, это где-то в глубине...
Засядкин в этой глубине даже не скользит, - парит. Настолько это его стихия.
Он всей своей жизнью пытался привить сказку к жизни: на средства семьи несколько лет издавал высокопрофессиональный журнал «Губернские вести», заряженный казачьими традициями, героическими историями, служением вере; организовывал казачьи фестивали... И часовня на высоком берегу Дона неподалеку от Кременско-Вознесенского храма - это их с супругой Еленой, которая стала берегиней и творческим издателем его произведений, - ДЕЛО!
Сергей Засядкин ушел 1 ноября 2021 года, но благодаря новым, великолепно
иллюстрированным изданиям, проводимым детско-юношеским конкурсам его имени творчество его по-прежнему каждодневно подпитывает «сосуд, где содержатся Совесть и Честь». И поэтому его сказки-притчи-сказы с годами будут только набирать востребованность. Как основа глубинного и безмерного понятия, которое именуется как «русский мир»...
Ноябрь 2024
Карман Анатолий Владимирович. Президент благотворительного фонда
«Царицынская муза»