Прозаик Сергей Засядкин (1961 – 2021) не так давно покинул нас. И эти две книги – для его друзей и коллег по Интернациональному союзу писателей – возможность еще раз встретиться с ним, почувствовать его особенную, мягкую южную манеру выстраивать слова; ну а для юных читателей, а писал он в основном для детей и молодежи, – приобщиться к этой самой особенной, мягкой южной манере.
В литературном творчестве Засядкина традиция органично сочетается с самобытностью. Писатель тяготел к жанру короткой новеллы. Однако из коротких историй он складывает объемные пестрые полотна, сплетает их, выстраивает в циклы. И получается, что перед читателем предстает уже и не сборник разрозненных рассказов, а вроде как роман или повесть в новеллах. Прием, кстати, весьма выигрышный: с одной стороны, нет нужды напрягаться, щелкаешь отдельные истории, как семечки, а с другой – на выходе получаешь многогранное произведение.
В творческом наследии Засядкина есть как реалистические рассказы, так и иносказательные истории, которые сам он называл сказками, хотя они скорее должны бы называться притчами. В них автор передает нынешнему молодому поколению простую, но безупречно верную мудрость южного края, святых Дона и Волги, казачества, не один век проживающего на этих землях. А казачество – необычное сословие. Историк, археограф, профессор Московского университета, академик АН СССР Степан Веселовский называл их классом служилых землевладельцев. С одной стороны, они жили сельским хозяйством, хоть и в отличие от крепостных крестьян имели собственную землю, с другой стороны – они должны были постоянно быть начеку, постоянно быть готовыми выступить в военный поход, поскольку жили в пограничных районах Российской империи. Отсюда неповторимая культура, необычный фольклор. Вроде и русский, да не такой, как в Центральной России. Да что там – велика наша страна, и фольклор северных поморов совсем не похож на фольклор кубанских казаков. Впрочем, фольклор кубанских и донских казаков сильно, ох, сильно отличается от фольклора казаков сибирских…
Вот на этот фольклор донских казаков и опирался в своих сказках Засядкин. Цикл «Дедушкины сказки» начинается так:
«Каждый год, как только начинались летние каникулы, Тимофей приезжал к деду на хутор. Дел там у него было делать – не переделать: и купаться, и рыбу ловить, и с мальчишками на лодке кататься. Да мало ли что еще в голову придет!
Ну и деду с бабушкой надо помочь по хозяйству. А то вон они какие старенькие!»
Внук помогает деду с бабкой по хозяйству, а дед рассказывает Тимке сказки – делится народной мудростью. Таким образом – ловко и органично – Засядкин соединяет, можно даже сказать, сталкивает приметы современности и фольклорную традицию. И не просто сталкивает, а осуществляет их синтез…
«Давай-ка я расскажу тебе про это озеро не то чтобы быль, но и не сказку. Будет там и то, что было на самом деле, и, конечно, кое-что добавлено для того, чтобы слушать было интересно».
Однако для хорошей детской литературы мало того, чтобы было интересно. Один из самых популярных детских фантастов советского времени Кир Булычев неоднократно подчеркивал, что детская литература должна быть не только увлекательной, но еще и воспитательной и познавательной. В сказках Засядкина есть воспитательный момент – всегда присутствует мораль. При этом они еще и познавательны (как и его рассказы, о которых ниже). Из них читатель почерпнет не только много знаний о быте донских казаков прошлого и современной деревенской жизни, но просто много любопытных фактов: «Сайгак – это такая степная антилопа, сохранившаяся в степях еще с тех незапамятных времен, когда по земле бродили стада мамонтов».